Фрагмент для ознакомления
2
Психические состояния личности играют ключевую роль в повседневной жизни, влияя на поведение, мышление, и общее эмоциональное благополучие. Эти состояния могут быть кратковременными и ситуативными, либо длительными и хроническими. Понимание характеристик психических состояний важно для разработки методов психической саморегуляции и поддержания психического здоровья.
Психическое состояние – это такой режим жизнедеятельности человека, который отличается особыми энергетическим характеристиками на физиологическом уровне, и комплексом психологических фильтров на уровне психологическом. Эти фильтры, собственно, и обеспечивают субъективное восприятие человеком окружающей его реальности.
Для пояснения сущности психических состояний и их роли в целостной организации психики обратимся к наиболее актуальной на сегодняшний день концепции психических состояний А. О. Прохорова. В рамках данной концепции на основе системного анализа психические состояния представлены как целостная многоуровневая, иерархичная, полимодальная система. Психическое состояние понимается автором как субъективное отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени.
Кроме того, с позиции функционирования психические состояния выполняют интегрирующую функцию. Это проявляется в обеспечении взаимодействия подсистем психики и тела в дискретных моментах времени между последовательными, наполненными субъективной значимостью для субъекта изменениями среды.
Особенно важным для нашего исследования выступают положения А. О. Прохорова о том, что психические состояния обеспечивают связь между психическими процессами и свойствами личности. Автор указывает на обусловленность динамики психического состояния. В качестве ее детерминант выступают, во-первых, внешние условия; во-вторых, психологические свойства личности и, в-третьих, личностный смысл, отражающий отношение к ситуации, выражающееся в ее значимости для субъекта .
Вместе со свойствами личности и психическими процессами, психические состояния представляют собой основные классы психических явлений, изучением которых занимается психология. Психические состояния оказывают влияние на то, как протекают психические процессы, и, регулярно повторяясь и становясь более устойчивыми, способны становиться частью структуры личности, играя роль её специфических свойств.
Основные психические состояния
Стресс – состояние продолжительного и повышенного напряжения, которое связано с невозможностью человека приспособиться к требованиям окружающей среды. Здесь большую роль играют факторы среды, превышающие возможности организма человека к адаптации.
Свойствами стрессового состояния являются психическое напряжение, чувство тревоги, неблагополучия, нередко – апатия и равнодушие. Кроме того, происходит истощение запасов адреналина, в которых нуждается организм.
Стресс — это ответ организма на любые требования или угрозы, реальные или предполагаемые. Это состояние мобилизации ресурсов организма для преодоления трудностей.
Проявлениями стресса являются физическая усталость, напряжение, головные боли, ускоренное сердцебиение, раздражительность.
Факторы стресса представляют собой высокие требования в работе или учебе, межличностные конфликты, изменения в жизни (например, смена места жительства или работы).
Тревожность
Характеристика: Тревожность — это состояние беспокойства и страха перед неопределенными или потенциально опасными ситуациями. Может быть нормальной реакцией на стресс или патологической, когда она чрезмерна и мешает нормальной жизни.
Проявления: Нервозность, беспокойство, потливость, дрожь, трудности с концентрацией, бессонница.
Факторы: Неопределенность будущего, важные события (экзамены, собеседования), хронический стресс.
Усталость и выгорание
Характеристика: Хроническая усталость и профессиональное выгорание возникают вследствие длительного воздействия стресса и перегрузок. Выгорание характеризуется эмоциональным истощением, деперсонализацией и снижением личных достижений.
Проявления: Постоянная усталость, цинизм, снижение мотивации, ухудшение профессиональной эффективности.
Факторы: Длительная высокая нагрузка, недостаток поддержки, однообразие задач.
Депрессия
Характеристика: Депрессия — это длительное состояние подавленности и утраты интереса к жизни. Оно сопровождается нарушениями в эмоциональной, когнитивной и физической сферах.
Проявления: Чувство безнадежности, снижение энергии, апатия, потеря аппетита или переедание, проблемы со сном, мысли о самоубийстве.
Факторы: Генетическая предрасположенность, хронический стресс, значительные потери или травмы.
Состояние релаксации – состояние восстановления сил, расслабления и успокоения, возникающее при аутогенных тренировках или, например, молитвах или чтении мантр и т.п. Основной причиной данного состояния является прекращение человеком какой-либо напряжённой деятельности вообще.
Свойства состояния: ощущение тепла, распространяющегося по телу, чувство покоя и расслабление на физиологическом уровне.
Эйфория
Характеристика: Эйфория — это состояние крайнего эмоционального подъема и радости. Часто сопровождается высоким уровнем энергии и мотивации.
Проявления: Чувство счастья, восторга, повышенная активность, уверенность в себе.
Факторы: Успехи и достижения, положительные жизненные события, в некоторых случаях — воздействие наркотических веществ.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Александрова Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л. А. Александрова // Сибирская психология сегодня : сб. науч. тр. Вып. 2 / под ред. М. М. Горбатовой, А. В. Серого, М. С. Яницкого. - Кемерово, 2019. - С. 82-90.
2. Артеменков, А. А. Оценка психоэмоционального состояния студентов университета / А. А. Артеменков // Гигиена и санитария. – 2013. – №4. –С.73-76.
3. Ганзен В. А. Системные описания в психологии / В. А. Ганзен. - Л. : ЛГУ, 2020. - 176 с
4. Гордеева Т. О., Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Вклад личностного потенциала в академические достижения // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. - 2019. - C. 642-668.
5. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер, 2019.
6. Карабинская, О. А. Оценка медико-биологических и социальногигиенических факторов, влияющих на формирование образа жизни студентов медицинского вуза / О. А. Карабинская, В. Г. Изатулин, О. А.
7. Леонтьев А.Н. О сознательности учения // Известия АПН РСФСР. - 2018. - Вып. 7.
8. Льдокова, Г. М. Психические состояния студентов в усложненных условиях учебной деятельности / Г. М. Льдокова, А. Н. Панфилов //Концепт. – 2018. – № 1. – С. 19–29.
9. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2018. - 96 с.
10. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Возрастные особенности мотивации учения и умение школьников учиться // Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2019. – С. 44 – 49.
11. Мухина, В. С. Возрастная психология: учеб. для студ. высш. учеб.заведений / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2019. – 608 с.
12. Прохоров А. О. Психология неравновесных состояний / А. О. Прохоров. - М. : Ин-т психологии РАН, 2019. - 152 с
13. Прохоров А.О. Психология состояний Учеб. пособие. / А.О. Прохоров. –М.: Когито-Центр, 2021. – 624 с.
14. Прохоров А.О. Семантические пространства психических состояний / А.О. Прохоров – Дубна: «Феникс+», 2019. – 280 с.
15. Рыльская Е. А Жизнеспособность человека: критерии, факторы, генезис / Рыльская Е. А. // Теория и практика обществ. развития. - 2018. - № 12. - С. 152-159.
16. Столяренко А.М. Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов: учебник. М.: «Юнити-Дана», 2019.-99с
17. Тюсова, О. В. Поиск прогностических критериев академической успеваемости студентов / О. В. Тюсова, Е. Р. Исаева, А. В. Тишков, А. М. Шапоров, О. В. Павлова, Д. А. Ефимов, Т. Д. Власов // Университетское управление: анализ и практика. — 2017 — Т.21. — №2. — С. 163 - 172.
18. Якунин, В.А. Психология учебной деятельности студентов: учебное пособие / В.А. Якунин. – М.: Логос, 2020. – 155 с.
19. https://cyberleninka.ru/article/n/psihicheskie-sostoyaniya-studentov-pervokursnikov-meditsinskogo-kolledzha
20. https://cyberleninka.ru/article/n/sovmeschenie-ucheby-i-raboty-v-studencheskoy-srede-sotsiologicheskie-zametki